МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«_______________»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на кафедре заместитель директора по УВР директор МБОУ «_______»
Протокол №__________ ____________ ._________________
«_____»______________20 г. «_____»______________2013 г. «_____»_________________2013 г.
Рук. кафедры
_____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуального образовательного маршрута
обучающихся 9 класса : ______________________
курс «Химия вещества»
Зыбина Ю.Л.
ФИО составителя программы
учитель химии
201__ г
Индивидуальный образовательный маршрут изучения химии
обучающихся 9 классов МБОУ «______»
Цель индивидуального
изучения
предмета
|
Углубленное изучение химии веществ
|
Сроки реализации инд.
Образовательного
маршрута
(плана)
|
|
Характеристика
учащегося, составленная на основе результатов диагностики
(по материалам МАТРОС СОФТ или др)
|
Учащиеся проявляют интерес к изучению предмета химии и других предметов естественнонаучного цикла.
По окончании 9 класса планируют выбрать обучение в химико-биологическом профиле.
|
Программа, реализуемая по данному предмету.
|
«Химия» О.С. Габриелян
|
Основное содержание учебного материала
|
Строение вещества.
Основные типы химической связи
Основные классы неорганических веществ и их свойства.
Характеристика веществ.
|
Планируемые результаты прохождения
индивидуального маршрута (плана)
|
- ЗНАТЬ строение атома; распределение электронов по энергетическим уровням; основные типы химической связи; типы кристаллических решеток; основные классы неорганических соединений; их свойства.
- УМЕТЬ объяснять свойства веществ на основе их химического строения; составлять структурные и электронные формулы веществ изученных классов, уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных веществ и способы их получения;
- ПОНИМАТЬ взаимосвязь между строением и свойствами веществ.
- ОСВОИТЬ основные способы решения расчетных задач, приобрести практические навыки изучения физических и химических свойств веществ.
|
График индивидуальных занятий
|
Месяц
|
IX
|
X
|
XI
|
XII
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
Время
|
|
Расписание
|
|
Кабинет
|
|
Индивидуальный образовательный маршрут
Тема
|
Кол – во
часов
|
Формы
контроля усвоения
программного материала
|
Строение вещества.
|
8
|
Комментированное решение задач и анализ.
Тестовые работы.
|
Основные типы химической связи
|
8
|
Комментированное решение задач и анализ.
Проектная работа.
|
Основные классы неорганических веществ и их свойства.
|
12
|
Комментированное решение задач и анализ.
Самостоятельная работа.
Тестовые работы.
|
Характеристика веществ.
|
6
|
Сообщения, презентации.
Тест.
|
Итого
|
34
|
|
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ХИМИИ
«Химия вещества»
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся девятых классов, занимающихся по учебникам О.С.Габриеляна, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить обучение в профильных классах естественнонаучного направления.
Курс рассчитан в первую очередь на учащихся, обладающих прочными знаниями основных химических законов и способных к творческому и осмысленному восприятию материала. Спецкурс рассчитан на 34 часа.
Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся по разделу химии, изучающей строение и свойства веществ, развитие их познавательных интересов.
Задачи курса:
- показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами жизнедеятельности человека;
- создать условия для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, собственными конспектами, иными источниками информации;
- предоставить учащимся возможность применять химические знания на практике, формировать общенаучные и химические умения и навыки, необходимые в деятельности экспериментатора и полезные в повседневной жизни;
- при помощи практических работ закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся о фундаментальных законах химии;
- объяснить на современном уровне свойства соединений и химически процессы, протекающие в окружающем мире и используемые человеком;
- способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
- научить работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Одна из главных задач химического образования – развить интеллект учащегося, его логическое, образное, теоретическое, эмпирическое и другие формы мышления. Развитию мышления способствует интерес к предмету. Средством формирования интереса к предмету могут стать практические работы. Программа спецкурса построена таким образом, чтобы учащиеся могли двигаться от простого к сложному, выходя на качественно новый уровень усвоения материала. Сочетание теоретического материала и практических работ поможет формированию целостного представления о строении и свойствах веществ. Решение основных типов расчетных задач подготовит учащихся к решению комбинированных задач и задач повышенного уровня сложности.
Предусмотрено обязательное ведение отдельной рабочей тетради. Учебный материал разбит на отдельные блоки, изучение которых идет параллельно с основным курсом химии, дополняя, расширяя и углубляя его. Каждый блок содержит теоретический материал, решение расчетных задач и практическую работу. Большинство практических работ, предлагаемых в данном курсе, могут выполняться в парах, либо небольшими группами учеников. Этим достигается и другая цель – научить восьмиклассников общим приемам научной деятельности, т.е. групповому планированию эксперимента, его проведению и обсуждению результатов. Несмотря на коллективное выполнение заданий, отчет о проделанной работе каждый учащийся должен составлять самостоятельно.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Блок №1. Строение вещества. (8часов)
Строение атома. Определение количества протонов, электронов, нейтронов в атоме. Изотопы. Распределение электронов по энергетическим уровням. Составление энергетических диаграмм распределения электронов по энергетическим уровням. Изменение количества электронов на внешнем энергетическом уровне. Атомы металлов и неметаллов. Электроотрицательность. Степень окисления. Расчеты по химическим формулам. Вывод формул вещества, определение массовой доли элемента.
Блок №2. Основные типы химической связи.(8часов.)
Ковалентная связь. Ковалентная неполярная и полярная связь. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Составление формул бинарных соединений. Составление электронных и структурных формул.
Практическая работа №1. Изготовление моделей молекул заданных веществ.
Блок №3. Основные классы неорганических веществ и их свойства.(12 часов.)
Общая характеристика каждого класса веществ. Особенности строения. Классификация. Способы получения. Химические свойства. Решение расчетных задач (вычисления по уравнениям химических реакций)
Практическая работа №2. Свойства кислот.
Практическая работа №3. Свойства оснований.
Практическая работа №4. Свойства солей.
Практическая работа №5. Осуществление генетических превращений.
Блок №4 Характеристика веществ.(6 часов).
Водород. Кислород. Сера. Хлор. Аммиак. Соляная кислота. Серная кислота. Гидроксид натрия. Гидроксид кальция. Металлы (медь, никель, кобальт, алюминий, железо).
Практическая работа №6 Получение водорода и изучение его свойств.
Практическая работа №7. Получение кислорода и изучение его свойств.
Практическая работа №8. Изучение свойств металлов и неметаллов.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
После изучения спецкурса «Химия вещества» учащиеся должны:
- ЗНАТЬ строение атома; распределение электронов по энергетическим уровням; основные типы химической связи; типы кристаллических решеток; основные классы неорганических соединений; их свойства.
- УМЕТЬ объяснять свойства веществ на основе их химического строения; составлять структурные и электронные формулы веществ изученных классов, уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных веществ и способы их получения;
- ПОНИМАТЬ взаимосвязь между строением и свойствами веществ.
- ОСВОИТЬ основные способы решения расчетных задач, приобрести практические навыки изучения физических и химических свойств веществ.
- СОБЛЮДАТЬ технику выполнения важных химических операций, необходимых и при изучении других разделов химии; приобрести опыт исследовательской деятельности.
ЛИТЕРАТУРА.
- Габриелян О.С. Химия. 8-9 классы: Методическое пособие. М.:Дрофа,2012.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. М.:Дрофа,2012.
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 9» :Дрофа,2004
- Ахметов Н.С. Актуальные вопросы курса неорганической химии. М.: Пр. 1991.
- Кузьменко Н.Е. Химия. Ответы на вопросы. М.: Пр. 2007.
- Смолкин А.М. Методы активного обучения. М.: Пр. 1997.
- Методическое пособие для юных химиков. Красноярск. 2008.
- Хасанов А.Е. Химия. Решение задач. Минск. 2008
- Цветков Л.А. Общая методика обучения химии. М.: Пр. 1982.
- Суровцева Р.Г. Из опыта преподавания неорганической химии. М.: Пр.1995
- Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии. М.: Пр. 2010
- Каверина А.А., Иванова Р.Г., Корощенко А.С. Химия. Дидактические материалы. М.: «Владос», 2000.
- Кошель А.П. Энциклопедический словарь. М.: «Олма-Пресс», 2000
- Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии. М.: «Титул», 2011
- Зуева М.В., Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. М.: «Дрофа», 1998
- Иванова Р.Г. Уроки химии. М.: Пр., 2000
- Энциклопедия для детей. Т.17. М:Аванта+, 2000
Календарно-тематическое планирование
№
|
Дата
|
Тема
|
По плану
|
Факти-чески
|
Блок №1. Строение вещества. (8часов)
|
-
|
20.09
|
|
Строение атома.
|
-
|
27.09
|
|
Определение количества протонов, электронов, нейтронов в атоме.
|
-
|
04.10
|
|
Изотопы.
|
-
|
11.10
|
|
Распределение электронов по энергетическим уровням.
|
-
|
18.10
|
|
Составление энергетических диаграмм распределения электронов по энергетическим уровням.
|
-
|
25.10
|
|
Изменение количества электронов на внешнем энергетическом уровне.
|
-
|
01.11
|
|
Атомы металлов и неметаллов. Электроотрицательность. Степень окисления.
|
-
|
08.11
|
|
Расчеты по химическим формулам. Вывод формул вещества, определение массовой доли элемента.
|
-
|
|
|
|
Блок №2. Основные типы химической связи.(9 часов)
|
-
|
15.11
|
|
Ковалентная связь
|
-
|
22.11
|
|
Ковалентная неполярная и полярная связь..
|
-
|
29.11
|
|
Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.
|
-
|
06.12
|
|
Ионная связь.
|
-
|
13.12
|
|
Металлическая связь.
|
-
|
20.12
|
|
Водородная связь.
|
-
|
27.12
|
|
Составление формул бинарных соединений. Составление электронных и структурных формул.
|
-
|
10.01
|
|
Практическая работа №1. Изготовление моделей молекул заданных веществ.
|
-
|
17.01
|
|
Структурные формулы органических веществ.
|
Блок №3. Основные классы неорганических веществ и их свойства.(12 часов.)
|
-
|
24.01
|
|
Общая характеристика каждого класса веществ.
|
-
|
31.02
|
|
Классификация.
|
-
|
07.02
|
|
Особенности строения.
|
-
|
14.02
|
|
Способы получения.
|
-
|
21.02
|
|
Химические свойства.
|
-
|
28.02
|
|
Решение расчетных задач (вычисления по уравнениям)
|
-
|
07.03
|
|
Решение расчетных задач (вычисления по уравнениям)
|
-
|
14.03
|
|
Практическая работа №2. Свойства кислот.
|
-
|
21.03
|
|
Практическая работа №3. Свойства оснований.
Практическая работа №4. Свойства солей.
|
-
|
04.04
|
|
Практическая работа №5. Осуществление генетических превращений.
|
Блок №4 Вещества.(6 часов).
|
-
|
11.04
|
|
Водород. Кислород. Сера. Хлор.
|
-
|
18.04
|
|
Аммиак. Соляная кислота. Серная кислота.
|
-
|
25.04
|
|
Гидроксид натрия. Гидроксид кальция.
|
-
|
02.05
|
|
Металлы (медь, никель, кобальт, алюминий, железо).
|
-
|
16.05
|
|
Практическая работа №6 Получение водорода и изучение его свойств.
|
-
|
23.05
|
|
Практическая работа №7. Получение кислорода и изучение его свойств.
|
-
|
30.05
|
|
Практическая работа №8. Изучение свойств металлов и неметаллов.
|
|